Введение Чжи И к «Основам успокоения и прозрения»

Шесть врат Дхармы к Возвышенному

Великий мастер с горы Тяньтай изложил эти Врата Дхармы в краткой форме в столичном монастыре Вагуань

Что касается шести врат к Возвышенному, то они представляют собой самый корень внутренней практики и важнейший способ обретения путей Трёх Колесниц. Поэтому, когда Шакья[муни] впервые пришёл к дереву Бодхи и сел в позу лотоса на травяной [настил], он «направил свою мысль вовнутрь на анапану (ānāpāna, выдохи и вдохи): во-первых, считая; во-вторых, следуя; в-третьих, останавливаясь; в-четвертых, созерцая; в-пятых, разворачиваясь; и в-шестых, очищаясь». Благодаря этому открылись и начали действовать мириады практик, что привело к усмирению демонов и постижению Пути (просветлению).

Нужно понимать, что Будда своим примером указал всем живым существам путь для следования, так могут ли истинные практикующие Трёх Колесниц идти этой тропой как-то иначе?

Так называемое «шесть» — это просто число («дхарма счёта»). Можно объяснять дхьяну, прибегая к числам, поэтому говорим здесь о шести.

Это подобно тому, как Будда иногда объяснял дхьяну через число один — через так называемое самадхи «единственной практики»; или делал это через число два: во-первых, успокоение (śamatha), и во-вторых, прозрение (vipaśyanā). Иногда он объяснял через число три, описывая три самадхи; иногда — через число четыре, рассказывая про четыре дхьяны; иногда — через число пять, говоря про пять методов («врат») дхьяны. Иногда [он обучал] в соответствии с числом шесть, объясняя про шесть врат к Возвышенному; иногда — через число семь и так называемые семь поглощёний с опорой. Иногда [он делал это,] используя число восемь, а именно — восемь освобождений, а иногда — в соответствии с числом девять, рассказывая про девять последовательных поглощенностей. Иногда [он обучал] в соответствии с числом десять, а именно, в соответствии с десятью ветвями дхьяны. Подобным образом можно дойти даже до ста, до тысячи, до десяти тысяч, до ста миллионов, до бесчисленных способов [объяснения] методов [практики] самадхи.

Всё это — примеры разговора о дхьяне с использованием числовых категорий. Хотя числовых категорий может быть как больше, так и меньше, но когда исчерпывающе [раскрыты] все особенности этих дхарм, то нет таких, которые не включали бы в себя все другие. [Но] поскольку у всех живых существ разные способности к пробуждению, то учитывая это, увеличиваем или уменьшаем числа им на благо.

[Так что,] когда теперь говорим о «шести», то мы просто используем такое число для объяснения обсуждаемых тем.

Что касается «возвышенного» (praṇīta), то у этого понятия есть много значений. Если выяснять его истинный главный смысл, то это просто нирвана, истина о прекращении [страданий], поскольку среди четырёх аспектов, связанных с [истиной] прекращения, мы говорим о прекращении (nirodha), успокоении (śānta), возвышенном (или превосходном, чудесном, praṇīta), и избавлении (niḥsaraṇa).

Нирвана не прерывается и не существует постоянно. [Если считать, что она] есть, то с ней будет трудно встретиться. [Если считать, что её] нет, то её будет легко обрести. По этой причине говорим [о ней] как о возвышенной.

Поскольку эти шесть дхарм можно пройти, их называют «вратами». Хотя этих врат шесть, они ничем не отличаются друг от друга в своей способности облегчить человеку встречу с возвышенным. Поэтому в сутре сказано: «Что касается нирваны, истинной жемчужины Дхармы, то существа входят в неё через множество различных врат».

В этом трактате приводится лишь общее объяснение смысла шести врат к Возвышенному. Это общее объяснение шести врат к возвышенному состоит из десяти [тем]:

Первая: Разбор различий шести врат к возвышенному применительно к дхьянам.

Вторая: Шесть врат к возвышенному согласно последовательному продвижению от одних к другим.

Третья: Применение шести врат к возвышенному для противодействия с точки зрения пригодности.

Четвёртая: Применение шести врат к возвышенному для противодействия.

Пятая: Взаимовключение шести врат к возвышенному.

Шестая: Общее и различное [в практике] шести врат к возвышенному.

Седьмая: Обратный порядок шести врат к возвышенному.

Восьмая: Шесть врат к возвышенному и созерцание ума.

Девятая: Совершенное созерцание шести врат к возвышенному.

Десятая: Признаки реализации шести врат к возвышенному.