Звонить в колокол тела

Итак, как указано в методическом пособии Шинзена (в предыдущем разделе), мы культивируем позитивное посреди ментальных образов, внутренней речи и эмоциональных ощущений тела (ВСЧ Внутри), либо задействуя любую их комбинацию.

Часто, метта-медитацию (metta, loving-kindness) сводят к проговариванию фраз с добрыми благопожеланиями: «Пусть он будет счастлив! Пусть она будет свободна от страданий». Это наиболее стандарный вариант, который встречается в большинстве книг про медитацию любящей доброты.

Эти фразы могут быть:

  • Заранее заданными, конкретными;
  • Спонтанно-свободными.

Часто предлагается дополнять такие фразы ментальными образами, то есть представлять того человека, к которому вы эти фразы обращаете.

Ударять в колокол тела

Позитивные переживания, такие как любовь, дружелюбие и сострадание — это переживания тела. Это то, что мы «чувствуем внутри».

Конечно, позитивные визуальные образы отличаются от негативных, но отличаются чем? Тем, что мы их по-разному воспринимаем, по-разному переживаем.

Однако, большинству из нас сложно «просто почувствовать» доброту и сострадание. Как правило, нам требуется чем-то их вызвать.

Шинзен Янг называет это «ударять в колокол тела»: чтобы колокол звенел, нужен какой-то «язычок» или колотушка:

  • Только мысленная речь,
  • Только визуальные образы,
  • И то, и то.

Безобъектное дружелюбие и сострадание

В индотибетской традиции буддизма говорят про безобъектный уровень метты, когда практикующий может напрямую «активировать» телесность позитивного отношения ко всему вокруг, без использования вспомогательных средств.

В книге «Изменённые черты характера», Ричард Дэвидсон и Дэниел Гоулман приводят примеры двух выдающихся йогинов — Матьё Рикара и Йонге Мингьюра Ринпоче — которые в аппарате фМРТ показали способность за доли секунды переключаться от состояния покоя к состоянию любви ко всем живым существам и обратно.

В случае Мингьюра Ринпоче эти показатели были 800−900% от того, что наблюдается при схожих заданиях у обычных людей!

Дружелюбие как путь трансценденции

Безобъектность важна как путь трансценденции.

В научной модели механизмов осознанности S-ART: Self-awareness, self-regulation, and self-transcendence (Самосознавание, саморегуляция, самопревосхождение), самопревосхождение определяется как просоциальность, то есть умение переключать внимания с себя — на других людей.

По мере развития в практике осознанности, научаясь наблюдать за потоком своих мыслей, эмоций и ощущений, не «проваливаясь» в них, — появляется больше способности видеть, слышать и чувствовать других людей.

При этом, такой путь за пределы себя должен быть равностным, когда дружелюбие и сострадание одинаково культивируются ко всем живым существам, не подходя к этой практике избирательно — а иначе это опять оказывается про нас и наши личные склонности, симпатии и антипатии.

В буддийской традиции считается, что если развивать так равностное и безобъектное дружелюбие и сострадание, то конечная реализация не будет отличаться от других методов буддийской практики, и приведёт к буддийскому просветлению.

Подобное описание содержится, к примеру, в тексте «Карания-метта-сутты».

Только визуальные образы

Как уже было сказано выше, обычно практика культивации позитивного выглядит как проговаривание про себя позитивных фраз.

Однако, многие обнаруживают, что им сложно намеренно продумывать позитивные мысли, или же это ощущается слишком механистичным и искусственным.

Для этого в системе Шинзена предусмотрена возможность использовать, наоборот, только визуальные образы — и это находит подтверждение в древних источниках!

Например, китайский патриарх Чжи И в трактате «Последовательная культивация совершенства в созерцании» (6 век н.э.) предложил практику доброжелательности и сострадания именно с использованием только визуализации:

Далее, практикующие, приступая к практике, используя памятование, с чистым умом представляют образ близкого им человека, получающего удовольствие. Из родителей, братьев и других выбирают самого любимого, и с полным вниманием фокусируются на этом, [представляя ситуацию, в которой этому человеку радостно].

Если [внимание переключается] на другие мысли, собирают его обратно, [вновь] делая мыслеобразы ясными и отчётливыми, в которых видят близкого человека получающим удовольствие. От этого их сердце наполняется любовью.

[Далее делают так] вплоть до нейтральных людей, врагов, и также со всеми живыми существами.

По такому же принципу можно культивировать сострадание, сорадование и другие позитивные переживания, представляя людей в соответствующих ситуациях и состояниях.

В современном виде такую практику дружелюбия и сострадания — только визуализация — даёт учитель медитации в подходе Шинзена Янга Дарон Ларсон (ссылка ниже).

Дополнительная литература