Тренировка продолжительностью
Текст Шинзена Янга
Тренировка продолжительностью сводится к тому, как сохранять практику в неподвижности в течение всё более длительных периодов времени. Под неподвижной практикой я имею в виду формальную практику, когда вы или мало, или вообще не двигаетесь.
Одна из традиционных форм тренировки продолжительностью известна как adhiṭṭhāna («решительное сидение», также известное как «прорыв через позу для практики»). В адиттхане вы решаете сидеть в течение определенного периода времени (1 час, 2 часа, 3 часа, 4 часа, день, неделю…) практически без какого-либо добровольного движения. Если вы никогда не пробовали этого, это может показаться пугающим, если не невозможным. Но помните, что вы можете постепенно продвигаться к этим цифрам.
Моя версия тренировки продолжительностью структурирует практику адиттханы, предоставляя больше свободы для настройки. Что касается позы, вы можете делать это сидя на полу, сидя в кресле, стоя на месте, занимая позу йоги или даже лежа. Что касается добровольных движений, то выбор варьируется от полного отсутствия добровольных движений (даже повторного выпрямления позвоночника) до небольшой коррекции осанки, позволяющей немного двигаться для того, чтобы снимать боль, или даже ненадолго воспользоваться туалетом.
Для большинства вариантов тренировки продолжительностью, боль и другие формы физического дискомфорта в конечном итоге становятся серьезной проблемой. Есть много информации о том, как работать с дискомфортом при помощи практики осознанности.
Если вы выполняете тренировку продолжительностью в лежачем положении, может возникнуть не столько физический дискомфорт, сколько сонливость или соблазн делать небольшие движения. Если вы можете избежать сонливости и готовы держать тело совершенно неподвижным, то можете с относительной легкостью лежать, выполняя тренировку продолжительностью очень долго (скажем, 6−8 часов).
Вариант тренировки лёжа может показаться слабым по сравнению с сидячим или стоячим вариантом, но он может провести вас достаточно глубоко, и он уходит далеко в прошлое: в некоторых школах греческой философии в качестве позы для медитации выбирали именно лежачую. Техническое название для этого — incubatio (инкубатио).
Вот несколько рекомендаций, которые следует иметь в виду при проведении длительных тренировок любых видов:
- Не делайте ничего, что могло бы объективно повредить тело (если вы хромаете в течение часа после сидячей практики, то это знак, что вы должны были позволить себе какие-то микро-корректировки или использовать какую-то другую позу).
- Вам не обязательно выходить за рамки комфортного рабочего времени во время каждой сессии (или даже большинства сессий), но полезно делать это, по крайней мере, время от времени. Другими словами, не нужно никогда невыходить за пределы вашего текущего комфортного времени практики.
- Цель заключается в постепенном преодолении всех физических, умственных и эмоциональных проблем, которые могут возникнуть по мере продления периода практики,
т. е. в достижении такого уровня, когда вы сможете (теоретически!) сохранять неподвижность в течение бесконечного периода времени. Не волнуйтесь! У вас есть годы, десятилетия, чтобы постепенно узнать, как это делается.
Тренировка продолжительностью исходит из такой весьма освобождающей точки зрения, что безусловное счастье достижимо. Задание «найти счастье, не зависящее от условий» звучит пугающе. С чего начать?
В каком направлении нужно повернуть, чтобы совершить это путешествие? Трудно получить осязаемое представление о том, как добиться безусловного счастья. С другой стороны, задание «постепенно деконструируйте все источники несчастья» — вполне осязаемо. Вы можете сделать это, переживая каждый источник несчастья настолько полно, что он буквально становится проясненным,
Недавно на моих ретритах мы начали выделять 4-часовой блок во второй половине дня для (опциональной!) тренировки продолжительностью. Удивительно, но он оказался довольно популярным. В течение многих лет мы предлагали возможность сидеть всю ночь напролет или частично. В японских монастырях дзэн такие «внеклассные» занятия называются «яза» (夜坐) (ya 夜 = ночь; za 坐 = дзадзэн = сидячая практика).
Я хотел использовать аналогичный термин для обозначения тренировки продолжительностью, поэтому придумал японский неологизм юдза (雄= героический; za 坐 = сидеть).