Войти на сайтЗарегистрироваться

active presence

Обычные и необычайные эффекты фокуса на покое

К чему может привести практика созерцания переживаний покоя?

В своём методическом пособии «Путь покоя» (pdf, 12 страниц), Шинзен Янг приводит много поводов для занятий такой практикой.

Современный стэнфордский учёный Эндрю Хуберман продвигает термин Non-Sleep Deep Rest (NSDR) — Глубокий отдых без сна, и обещает качественное ощущение нейрофизиологической и психологической перезагрузки и обновления, подобного тому, как происходит после качественного сна — только без сна (отсюда такое название).

Это доказано практикующими разных созерцательных традиций. Некоторые буддисты Юго-Восточной Азии берут обет никогда не принимать позу лёжа, и стремятся к тому, чтобы проводить все ночи сидя в медитации с прямой спиной. А у японских монахов школы Тендай существует чудовищно сложный многолетний процесс, называемый Кайхёгё, вершина которого — девять суток в непрерывной сидячей медитации без сна, еды и воды.

Посмотрите видео о том, как связаны фокус на покое и три навыка сосредоточения, ясности и равностности:

  • Сосредоточение. Создание петли позитивной обратной связи. Это умная медитация с фокусом на приятном: чем больше вы сосредотачиваетесь на покое, тем вам спокойнее и приятнее, и тем больше желания продолжать практику.
  • Равностность. Устойчивые состояния покоя создают своего рода контейнер, внутри которого активные состояния могут приходить и уходить с меньшим сопротивлением или цеплянием.
  • Ясность. Внимание к переживаниям покоя, отсутствия, тишины и пустоты «выравнивает» самовосприятие. Оказывается, что у нас не «всё время» крутятся тревожные мысли, и вообще, что переживание отсутствия — это тоже важная часть бытия собой.

И есть ещё один, более экзистенциальный, слой эффектов фокуса на покое:

  • Сосредоточение на покое может приводить к состояниям глубочайшей созерцательной «погруженности» (absorption). В буддийской традиции они называются дхьяна или джхана.
  • Ясность позволяет увидеть, что покой — это важнейшая категория (не-)происходящего. Отсутствие — это то, откуда возникают любые переживания, и куда все они уходят. Шинзен Янг называет это «Источником» (The Source). Не метафизическим или метафорическим, а буквальным — становится ясно видно, что «я» и «мир», то есть все события «вижу, слышу и чувствую внутри и снаружи» это всплески на глади покоя.
  • Равностность может привести к переживанию, что «вас медитируют». Сосредоточение на состояниях покоя может привести к отпусканию контроля: покой, как и всё остальное, просто случается с вами.

Также, отпускание контроля — это главный смысл практики «Ничего не делать», про которую смотрите в следующем разделе.